понедельник, 11 мая 2009 г.

Часть 2.Особенности журналистских жанров электронных СМИ

Телевидение.
Информационное сообщение (видеосюжет) заметка – информационный жанр журналистики, краткое сообщение, в котором излагается какой-либо факт. Наиболее распространенный информационный жанр, основной элемент бюллетеней (выпусков) новостей. Хроника – это запись исторических событий в хронологической последовательности (поэтому журналистов часто называют летописцами событий, летописцами современности). Видеосюжеты можно условно разделить на две разновидности.Первая – сообщение об официальном, традиционном по форме событии: от сессии высшего законодательного органа до пресс-конференции. Вторую разновидность можно назвать сценарной, или авторской. Здесь более ощутимо участие журналиста во всем творческо-производственном процессе и его влияние на качество информации. Отчет. Тематическая основа отчета, как правило, официальное событие значительного социального, нередко государственного значения. Этим и объясняется необходимость «протокольной» фиксации, детального и длительного показа.Отчет может выйти в эфир и без журналистских комментариев. Выступление (монолог в кадре). Любое обращение человека к массовой аудитории с телеэкрана, когда сам этот человек является основным (чаще всего единственным) объектом показа, и есть выступление в кадре. В основе любого публичного, в том числе телевизионного, выступления, безусловно, лежит идея, мысль, раскрываемая при помощи строго отобранных и расположенных соответствующим образом фактов, аргументов, доказательств. На телевидении выделяют три основные формы выступлений в кадре: – текстовое выступление, написанное самим выступающим и отредактированное телевизионным редактором; – тезисное выступление, где заранее обозначена тема, основной ход мысли, кратко прокомментированы центральные вопросы, которые намеревается затронуть выступающий. Таким образом, тезисы – это своеобразный сценарный план, определяющий содержание выступления и характер сопутствующего показа (фотографии, карты, схемы, макеты и пр.); импровизированное выступление, где предварительно обозначены лишь тема и продолжительность (хронометраж) выступления. Интервью. Журналист получает необходимую информацию, присутствуя на важных событиях, знакомясь с документами и другими источниками, но, прежде всего, общаясь с людьми – носителями информации. Интервью (от англ, interview – буквально встреча, беседа) – жанр публицистики, представляющий собой разговор журналиста с социально значимой личностью по актуальным вопросам. Непременный элемент многих сложных телевизионных форм. В зависимости от задачи, поставленной журналистом, различают интервью-мнение (высказывание по какому-либо поводу) и интервью-факт (сообщение о чем-либо известном данному лицу).Протокольное интервью проводится для получения официальных разъяснений по вопросам внутренней и внешней политики государства. Интервьюируемый – соответственно официальное лицо высокого ранга. Информационное интервью. Цель – получение определенных сведений («интервью-мнение», «интервью-факт»); ответы собеседника не являются официальным заявлением, поэтому тон разговора близок к обычному, окрашен различными эмоциональными проявлениями, что способствует лучшему восприятию информации. Входит в состав информационно-публицистических программ. Интервью-портрет – особая разновидность телевизионного интервью с целью по возможности всестороннего раскрытия личности собеседника. Преимущественное значение приобретают социально-психологические эмоциональные характеристики, выявление системы ценностей интервьюируемого. Нередко выступает как составная часть экранного очерка. Проблемное интервью (или дискуссия). Ставит задачу выявить различные точки зрения или пути решения социально значимой проблемы. Интервью-анкета проводится для выяснения мнений по определенному вопросу у различных собеседников, не вступающих в контакт друг с другом. Обычно это серия стандартизированных интервью, в которых всем участникам задается один и тот же вопрос. Скорее всего, именно эта разновидность телевизионного интервьюирования может стать первым самостоятельным заданием начинающего репортера. Интервью-анкета проводится, как правило, за пределами студии. Выполняя это задание, репортер должен уметь вступать в контакт с людьми, располагать их к себе, добиваться поставленной цели. Репортаж. Репортаж – жанр журналистики, оперативно сообщающий для печати, радио, телевидения о каком-либо событии, очевидцем или участником которого является корреспондент. По способу трансляции различают прямой репортаж и фиксированный. Прямой репортаж транслируется в эфир в момент совершения действия и осуществляется при помощи передвижной телевизионной станции (ПТС). Невозможность показать событие в момент его свершения или в его реальном временном объеме требует его фиксации.По способу фиксации репортажи называются видео-, кино- и фоторепортажами. Особенности звукового сопровождения позволяют говорить о двух разновидностях телерепортажа: синхронный – это репортаж, содержащий естественные шумы и речь участников, и немой - закадровый текст читает теледиктор; Некомментированный репортаж (или трансляция) используется в прямом эфире при показе важнейших общественно-политических или культурных событий, где интерес для зрителей представляет все происходящее, без каких бы то ни было исключений. В комментированном репортаже активно действующей фигурой наряду с операторами, режиссером, звуковиками становится репортер. И хотя, как правило, на протяжении всей передачи он остается за кадром, а само событие нередко предстает перед ним на экране монитора как результат режиссерско-операторского отбора, для зрителя именно репортер как очевидец события наиболее осведомлен в том, что происходит по ту сторону экрана. Тематический (его называют также «обозренческий», в других случаях «проблемный») репортаж связан чаще всего с показом интересного для зрителей регулярно происходящего действия. Комментарий. Комментарий (от лат. commentarius – толкование) – одна из форм оперативного аналитического материала, разъясняющего смысл актуального общественно-политического события, документа и т. п. Телевизионный комментарий – это чаще всего разновидность выступления в кадре. Впрочем, все шире используется закадровый комментарий, иллюстрируемый специально подобранными видеокадрами. Обозрение. Обозрение – один из традиционных, устойчивых жанров аналитической публицистики. Перечислим основные особенности, которые его характеризуют. Во-первых, оно строго фактологично, причем факты отбираются и группируются в соответствии с определенной авторской целью; во-вторых, обозреватель рассматривает факты в их взаимодействии, вскрывает существующие между ними причинные связи, отыскивает в единичном общее; в-третьих, обозрение отличается широтой исследования материала в отличие от комментария, в центре которого может быть единичный факт или событие; в-четвертых, материал обозрения ограничен нередко хронологическими рамками («Сегодня в мире», «Пора страды»). Беседа. Беседа – это специфический телевизионный жанр аналитической публицистики, представляющий собой диалогическую форму сообщения. Широко представлен в программах. Посвящен темам, представляющим общественный интерес: политическим, экономическим, социальным, морально-этическим, научным и т. д. Нередко перерастает в дискуссию. Дискуссия. Дискуссия (от лат. discussio – исследование, рассмотрение, обсуждение) – жанр, притягательный для телеэкрана, ибо демонстрирует процесс живой мысли, ее рождение, развитие и движение к цели, происходящее на глазах у зрителей. Столкновение различных мнений включает телеаудиторию в процесс исследования, активизируя интеллектуальную деятельность, преодолевая пассивность, характерную для восприятия готовых истин. Отсюда высокий познавательный потенциал жанра. Ток-шоу. В переводе с английского дословно – разговорное зрелище, разговорное представление. Ток-шоу, сочетая сущностные признаки интервью, дискуссии, игры концентрируются вокруг личности ведущего. Это максимально персонифицированная экранная форма. Пресс-конференция. Пресс-конференция – разновидность интервью с большим числом интервьюеров, задающих вопросы одному или нескольким хорошо осведомленным в какой-то области лицам. Краткий инструктаж для журналистов, ориентирующий их в программе того или иного важного (официального) события и желаемых аспектах его освещения, называется брифингом. Пресс-конференции, как правило, посвящаются актуальным вопросам и представляют интерес для самой широкой аудитории. В жанре пресс-конференции заложена возможность разностороннего, глубокого освещения важнейших экономических, политических или научных проблем. Корреспонденция («передача»). «Передача», подобно газетной корреспонденции, сообщает факты, причем факты проанализированные, обобщенные. Это жанр аналитический, разрабатывающий на конкретном материале ту или иную актуальную проблему, взятую в достаточно ограниченном масштабе. Тематика корреспонденции практически безгранична: сельское хозяйство, искусство, бизнес, изобретательство, события международной жизни и т.д. Очерк. Очерк – пограничный жанр, он лежит между исследованием и рассказом (в литературоведческом определении последнего). Жизненный факт-основа очерка. И нет, пожалуй, в публицистике другого жанра, который требовал бы столь очевидного проявления таланта, творческого мастерства, профессионализма, как очерк. Поэтому наиболее распространенная разновидность жанра – портретный очерк, в котором автор прослеживает обстоятельства жизни своего героя, обнаруживает мотивы поступков, стараясь вскрыть глубинные личностные свойства (психологию, характер), а также социальный смысл деятельности. Тематически и композиционно более всего отличается от портретного также весьма распространенный на телевидении путевой очерк. Путевой очерк использует репортажный метод съемки, однако с его помощью решаются иные, чем в репортаже, задачи: события и факты не просто фиксируются, но осмысливаются под углом зрения автора, оцениваются, трактуются в свете его идейно-художественной позиции. Зарисовка. Зарисовка – это жанр, где образность преобладает над информационностью. Для зарисовки не обязательны композиционная завершенность, глубина, логичность. Эссе. Эссе (от фр. essai – опыт) – жанр философской, эстетической литературно-критической публицистики, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, подчас парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь. Эссе – жанр глубоко персонифицированной журналистики. Сатирические жанры. Несмотря на определенную ограниченность материала, который дает творческая практика телевидения, охарактеризуем важнейшие из сатирических жанров. Фельетон – это ведущий сатирический жанр публицистики. Он концентрирует, синтезирует наиболее типичные черты, определяющие своеобразие всей группы сатирических жанров. Подобно очерку, фельетон предполагает значительную свободу творческого воображения при создании композиционного строя произведения, а также при выборе изобразительно-выразительных средств. Широко используются в фельетоне приемы образного повествования. Фельетон строится на строго проверенной фактической основе, имеет реальный адрес и нередко изображает вполне реальных людей, с их подлинными именами. Памфлет – злободневное публицистическое произведение, цель и пафос которого – конкретное, гражданственное, преимущественно социально-политическое обличение. Публицистичность здесь органично сочетается с художественными достоинствами сатиры. Критика в памфлете носит разоблачительный, уничтожающий характер.

Радиовещание.

Целостную систему современных жанров радиожурналистики можно охарактеризовать как совокупность жанров,
динамические связи которых (как внутренние, так и внешние) определяются: - потребностями отражения социальной жизни с целью информирования, воздействия на общественное мнение; - функционированием радиожурналистики в системе массовых коммуникаций; - единым типом творчества – публицистическим; - функциями жанров, внутренними закономерностями их развития, их взаимодействием. Система жанров – подвижная, гибкая, меняющаяся структура. Для нее характерно взаимодействие, взаимовлияние, взаимопроникновение жанров, их модификация, сообразно постоянно меняющимся задачам отражения жизни общества. Журналистика решает триединую задачу, выражающуюся: - в сообщении фактов; - в оценке, анализе, интерпретации фактов, событий, явлений; - в изображении фактов, событий, явлений. Эти три основные задачи формируют и три группы жанров: - информационные; - аналитические; - документально-художественные. По функционально-предметным признакам, в основе которых лежит рассмотрение содержания журналистского произведения, жанры распределяются по группам так: Информационные жанры: радиосообщение; радиообзор печати; радиоотчет; информационная корреспонденция; информационное радиоинтервью; информационный радиорепортаж. Аналитические жанры: аналитическое радиоинтервью; аналитическая радиокорреспонденция; аналитический радиорепортаж; радиорецензия; письмо; радиобеседа; радиокомментарий; радиообозрение; дискуссия на радио; радиоречь; журналистское расследование на радио. Документально-художественные жанры: радиоочерк; радиозарисовка; радиорассказ; радиофельетон; радиокомпозиция. Жанры в своей совокупности представляют собой некую условную «цепочку», свернутую в «спираль». Расположение жанров в каждой из названных групп определяется движением от более простых форм к более сложным в структурном отношении, постепенным обогащением своего фактического материала и приобретением в связи с этим иного функционально-предметного качества. Особенно ярко эти свойства проявляются в группе информационных жанров. Так, например, радиокорреспонденция, радиоинтервью, радиорепортаж, жанры в своей основе информационные, тяготеют к аналитической группе и при определенном насыщении элементами оценок переходят в соседнюю группу. По форме звучания в эфире жанры делятся на следующие, группы. Монологические жанры: информационное радиосообщение; радиообзор печати; радиоотчет; радиокорреспонденция; письмо; радиорецензия; радиокомментарий; радиобеседа; радиоречь; радиозарисовка. Диалогические жанры: радиоинтервью; радиобеседа; радиодискуссия. Синтетические жанры: (в них используются все звуковые средства вещания) радиоотчет; радиокорреспонденция; радиорепортаж; радиорецензия; радиообозрение; радиоочерк; радиозарисовка; радиорассказ; радиофельетон; радиокомпозиция. Как мы видим, некоторые жанры не закреплены жестко в своих групповых «гнездах». Эта подвижность определяется, как уже подчеркивалось, изменением задач выступления, смещением функциональных акцентов: на информационное отражение фактов или их анализ, или их изображение.Форма звучания тоже варьируется: некоторые жанры бытуют в монологическом варианте, а с включением звучащих элементов в радиоотчет, звуковых иллюстраций в радиорецензию, радиообозрение – переходят в группу синтетических жанров. Вообще между жанрами нет жестких границ. Элементы одних жанров могут входить в другие, более сложные в структурном отношении жанры. Это связано с тем, что при решении конкретной задачи журналист сталкивается с необходимостью обращения к разным методам, которые чаще используются в других жанрах – так «распоряжается» творческая задача жанра. Видоизменение задачи трансформирует методы, их практическое применение. Вообще взаимоотношения функции, предмета и метода подвижны, многообразны и взаимообусловлены. И, тем не менее, каждый жанр в системе суверенен. Вступая в определенные отношения с другими жанрами, он дифференцирует среду отражения и проявляет динамику отношений между жанрами по своим законам. М.М. Бахтин, говоря о взаимодействии жанров, подчеркивал характер влияния одних жанров на другие: «Никогда новый жанр, рождаясь на свет, не отменяет и не заменяет уже существующих жанров. Всякий новый жанр только дополняет старые, только расширяет круг уже существующих жанров. Ведь каждый жанр имеет свою преимущественную сферу, по отношению к которой он незаменим.Но в то же время каждый существенный и значительный жанр, однажды появившись, оказывает воздействие на весь круг старых жанров: новый жанр делает старые жанры, так сказать, более сознательными, он заставляет их лучше осознать свои возможности и границы»[13]. Кроме того, появление нового жанра влияет на связи между старыми жанрами. Однако «живая» жизнь жанров настолько подвижна, что требует рассмотрения второго, внутреннего плана их взаимодействия. Все категории жанра находятся в диалектическом взаимодействии, которое подчинено динамике решения определенной задачи, воплощению замысла всеми необходимыми публицистическими и художественными средствами в ходе творческого процесса.Рассмотрев теорию жанра и его категории (функция – предмет – метод – содержание – форма) в общем плане, теперь подробнее остановимся на трансформации жанров, происходящей во время создания произведения, т.е. межжанровом взаимодействии. Предмет, который предопределяет функция, являет собой предлежащий материал, базу для изучения, осмысления, творческого освоения. Содержание и форма – готовый продукт творческой деятельности. Метод – центральная категория, воплощающая в себя процесс творчества и превращение «сырого» материала в произведение. Поэтому взаимоотношения метода и жанра проявляют самые существенные стороны этого процесса. «Выбор жанра для публикации диктует журналисту определяющие методы сбора материала. В свою очередь вариации методов познания, исследования действительности не остаются бесследными для эволюции жанров», – пишет В.В. Ученова. Естественно, выбор жанра и характер собранного различными методами материала влияют и на использование в литературной работе разнообразных методов.Функция и предмет носят объективный характер. Использование же и воплощение творческих методов более индивидуально, субъективно. Рассмотрим трансформацию фактического материала под воздействием изменяющейся функции в разных группах жанровой системы. Информационное сообщение, отвечающее первостепенной задаче – сообщение фактов, лежит в основе всей журналистики. Информационные жанры «насыщаются» фактическими сведениями в зависимости от конкретного жанра. Отчет, репортаж подчиняют факты (отбор, элементы комментирования, подача, обрисовка) своей задаче: рассказать о событии. Методы наблюдения, повествования, обобщения диктуют условия отбора фактов, их монтаж, их сцепление, сюжетное движение. В интервью, оперирующем одноименным методом (опроса), факты подчиняются логике раскрытия темы, проявляются в ином движении, монтаже вопросов, внутреннем развитии мысли. Уже в этих жанрах, информационных в своей основе, начинают проявляться элементы оценки (отбор фактов, их характеристика, акценты) и элементы описания (места действия, времени ситуаций), портретные характеристики. В аналитических жанрах, естественно, присутствует фактическая основа, но факты выстраиваются в иной связи между собой. Они подчинены основной функции этих жанров: анализу, интерпретации. Оценка выходит на передний план, она – сердцевина авторских размышлений, умозаключений. Методы работы: подбор фактов, осмысление событий подчинены наиболее полному, всестороннему, глубокому взгляду на предмет публицистического исследования. Аналитические жанры базируются на информационных. Они существуют и необходимы только потому, что о событии уже заявлено средствами информационных жанров. Документально-художественные жанры также включают в себя факты, анализ, но уже на ином уровне. Их главная функция – показать факты, события, явления, исследовать их документально-художественными средствами – определяет трансформацию творческих методов и связей всех структурных элементов текста. Наблюдение, интервью, описание, повествование, размышления подчинены не сообщению этих сведений, не их прямой публицистической оценке, а раскрытию социального характера, проблемы, изучению явлений, представляющих значительный социальный интерес для аудитории.Таким образом, жанры, объединяясь в систему, соотносят свои задачи и возможности их решения с задачами и возможностями жанров самых различных групп. Другой важной составляющей структуры системы жанров является использование одними жанрами элементов других, смежных. Такое взаимодействие опять-таки обусловлено разновидностями функций и их естественным «переплетением» в рамках одного текста при решении конкретной задачи и тем самым – использовании различных методов для их решения. Однако следует подчеркнуть: мозаичность сложного в структурном отношении жанра подчинена его основной функции, его назначению. Поэтому органичное сцепление элементов – непременное условие для создания полноценного текста. Каждый элемент в структуре соподчинен общей задаче. Если этого не происходит, жанр «рассыпается», теряет свое «лицо», не производит ожидаемого воздействия на слушателя, так как слушатель психологически приготовился к восприятию заявленного жанра, и эти ощущения у него сложились на основе предыдущего опыта общения с радиопередачами. Начинающему радиожурналисту нужно обратить на это особое внимание и не увлекаться, скажем, элементами интервью в репортаже, описанием в интервью и т.д. Межжанровое взаимодействие начинает проявляться уже в жанрах информационных – в радиоинтервью и радиорепортаже. В них могут присутствовать элементы комментария, зарисовки, обозрения.Особенно разнообразна структурная палитра документально-художественных жанров. Они могут вбирать в себя элементы почти всех других жанров (даже элементы жанров художественного вещания). Но это вовсе не значит, что их использование является непременным условием. Они присутствуют только в том случае, когда в них возникает творческая необходимость. Обратим внимание на важную деталь: к использованию других методов и элементов смежных жанров прибегают жанры, решающие более сложные задачи. Так, элементы зарисовочного описания в начале интервью дают возможность слушателям представить обстановку общения. Элементы комментария – оттенить оценочную сторону материала. Элементы интервью в репортаже помогают точнее, интереснее нарисовать картину происходящего события, вносят речевое разнообразие в текст. Мастерство радиожурналиста состоит в том, чтобы овладеть всеми творческими методами, уметь использовать богатейшие возможности звучащего слова и всю палитру акустических красок для эффективного воздействия на слушателей. Таким образом, функционально-предметная основа служит надежным теоретическим инструментом и для уяснения специфики отдельных жанров и их разновидностей. Каждый жанр имеет свой диапазон, в котором действует журналист, решая творческую задачу. Эти диапазоны могут быть более узкими или более широкими в зависимости от задач и особенностей конкретного жанра. Они и предполагают использование всего, что может пригодиться тому или иному жанру, дают творческий простор на всех стадиях работы: от сбора материала до его воплощения. В этих диапазонах и проявляются разновидности жанров. Их появление вызвано «колебаниями» основной задачи жанра. Жанр всегда сохраняет свою функционально-предметную основу, остается самим собой, но исследование материала, его осмысление, использование жанрового потенциала смещаются в зависимости от того, что выходит на первый план: факты, события, человек, проблема, время, социальные ситуации. Функциональные колебания могут зависеть и от угла зрения на предмет, степени журналистского изучения, масштаба обобщения, глубины анализа. Жанровые разновидности определяются также качеством применения творческих методов, их направленностью на предмет изучения. Границы между разновидностями того или иного жанра также бывают размытыми. Разновидности делают систему жанров еще более подвижной, гибкой. Тональность, характерная для каждого жанра, как уже говорилось, понятие не постоянное, а колеблющееся, зависящее от объективных обстоятельств, творческих предпочтений журналиста, его голосовых данных. Каждый из жанров по-своему отражает время и пространство. Причем, следует различать время самого события, время звучания материала в эфире и время, сфокусированное в тексте произведения. Поэтому важным фактором является объем произведения. В жанрах, обладающих значительным объемом, а он обусловлен функциями жанра и его предметом, а также местом в радиопрограмме, автор получает возможность по-иному использовать все элементы, наполняющие его произведение: документальные записи, собственный текст, музыку, шумы.Функции и предмет журналистского отражения предопределяют и степень проявления личности автора в произведении: от отбора фактов в информационном сообщении, интерпретации фактов, событий, явлений в аналитических жанрах, их монтаже в программах новостей до присутствия автора в качестве лирического персонажа в радиоочерке или радиорассказе. Жанры функционируют в контексте вещательной программы, и это также накладывает свой отпечаток на их взаимодействие.В конкретной программе происходит, как правило, внешнее сцепление жанров. И это взаимодействие зависит от типа передачи, от ее обращенности к своей аудитории, от ролевого поведения ведущего, от того, что наполняет программу.Простейшие примеры. В выпусках новостей часто звучат актуальные сообщения, требующие детализации, оценки. Самый распространенный прием монтажа, обусловленный необходимостью развития фактического материала: информационное сообщение дополняется радиокорреспонденцией, небольшим комментарием, радиоинтервью с экспертом, кратко, но компетентно анализирующим происшедшее событие. В сложных в структурном отношении передачах сборного типа эти взаимосвязи разнообразнее и сложнее.Публицистика как вид творчества соседствует с наукой и художественной литературой. Их сферы не только соприкасаются, но в определенной степени проникают друг в друга на своем «пограничье». Объективность, точность, документальность, к которой стремится журналистика в сообщении новостей, смыкается с научным изложением фактов. Жанры документально-художественные соприкасаются с художественной литературой. Поэтому очерк, фельетон – жанры пограничные. И степень их художественности, которая органично соединяется с документальной основой (образность выражения, показ типических, ярких фигур) зависит от степени таланта и мастерства автора.Ранее шла речь о художественности в самом прямом смысле, но все жанры публицистики в той или иной мере имеют отношение к художественной организации текста. В информационном сообщении элементы художественной организации текста присутствуют лишь в начальном состоянии. По мере усложнения задач и способов их воплощения увеличивается использование художественных приемов. Композиция не только жанрообразующий элемент формы, структурирующий материал, но и способ отношения к материалу. В документально-художественных жанрах элементы художественности проявляются открыто – в использовании всего арсенала выразительных средств. Уже отмечалось, какие изменения происходят с жанрами в современном эфире. Испытывает воздействие времени и вся система жанров. Среди главных особенностей ее модификации – преодоление письменных текстов и обращение к естественной разговорной речи. Еще в начале 30-х годов В. Шкловский, призывая к использованию живой речи, имеющей важные преимущества для слухового восприятия, писал: «...преодоление письменной речи – это одна из задач радио. Радио только восстанавливает настоящую речь. Нужно освободить слово от графики! Ведь та грамматика, тот синтаксис, которые созданы в речи – это условность. В живой речи ее не существует. В живой речи существует диалог и диалог с несуществующей фразой, которая держится на интонации. А мы пользуемся вот этими мертвыми, графическими, литературными фразами. Мне кажется, что на радио основной задачей является – бросить читать».Естественно, этот призыв не был услышан и не мог быть услышан в то время. И только в 90-е годы радио стало обретать естественность общения со слушателями с помощью живой импровизированной речи.Да, радиожурналистика долгие годы была в основном «письменной», и это проявлялось в обращенности не к конкретному слушателю, а ко всей аудитории сразу или к ее значительным группам. Но дело не только в письменной основе жанров нашего прошлого радиовещания. Эти письменные тексты строились к тому же на жестко организованной политической основе. С переходом на свободный бесцензурный эфир во главу угла стало ставиться непосредственное общение со слушателями, иные задачи воздействия стали менять формы высказываний и содержание жанров.Отход от прямого решения идеологических задач, пропагандистски-агитационно-организаторских функций вешания сказался на принципах внутренней организации текста, проявляющейся не только в содержании, что само собой разумеется, но и на иных лексических, грамматических, стилистических, тональных связях между его внутренними компонентами.Все активнее проявляется разговорная природа речевых жанров, их нацеленность на непосредственного слушателя, на участника диалога. Формы диалогизации становятся разнообразнее: к прямому диалогу с участием двух и более собеседников добавляется диалог «разыгранный» (грамматически, стилистически, тонально). Диалогизируется и такой жанр как радиоочерк, в нем все больше звучит разговоров. И комментарий – когда ведущий беседует с человеком, приглашенным для оценки актуального события.Итак, становление, функционирование системы жанров радиожурналистики представляет собой сложный исторический процесс, зависящий от политической жизни общества, совершенствования техники, собственного внутреннего развития. Он характеризуется динамикой всех его компонентов. Этот процесс тесно связан с ролью радио, которую оно играет в системе массовых коммуникаций и в жизни людей, трансформацией радиожанров в ходе освоения возможностей радиожурналистики в контексте меняющихся отношений с аудиторией.

Интернет-журналистика.

Качества, которые отличает он-лайн журналистику от традиционной - это интерактивность и постоянное обновление. Интернет позволяет оставаться актуальным, оперативно реагируя на события. Новость может быть вставлена в быстро подготовленный аналитический обзор, который посредством гипертекстовых ссылок связывается с другими материалами. Новость, таким образом, автоматически порождает смысловой контекст и становится центром кристаллизации новой темы. Это стирает какие-либо жанровые границы в сетевых изданиях и является важной особенностью интернет-журналистики. С появлением сети как нового средства информации к названиям жанров прибавляется приставка веб, что указывает на среду опубликования материала.Необходимо отметить, что в целом в сетевых СМИ в той или иной мере представлены все три вида жанров – ИНФОРМАЦИОННЫЕ, АНАЛИТИЧЕСКИЕ и ХУДОЖЕСТВЕННО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЕ. Авторские проекты сети. ВЕБ-ОБОЗРЕНИЕ – жанр, который не так часто встречается в традиционной журналистике. Обозрение призвано рассказывать аудитории об актуальных процессах и событиях, происходящих в жизни общества, анализировать их, давать оценку и прогноз. Как правило, веб-обозрения имеют фрагментарную структуру текста, состоящую из блоков «ссылка – короткий комментарий». Чтобы веб-обозрение вызвало интерес читательской аудитории, оно должно соответствовать следующим требованиям: обращение к актуальной проблеме, интересный язык изложения материала, сильная авторская позиция – она должна быть яркой, ясной и достаточно обоснованной. БЛОГИ или ВЕБЛОГИ – еще один специфический авторский жанр сети. Веблог (weblog) означает «сетевой журнал», причем журнал не в значении «периодическое издание», а в значении «судовой журнал», «дневник». По форме это страница с короткими записями следующего формата: ссылка на место в сети и небольшой, часто подчеркнуто субъективный, комментарий. Группы новостей Usenet, или, как их принято называть в российских сетях, ТЕЛЕКОНФЕРЕНЦИИ – коллективная коммуникационная система, своего рода клуб для общения людей с близкими интересами. Если электронная почта передает сообщение по принципу «от одного – одному», то сетевые новости передают сообщения «от одного – многим». Механизм передачи каждого сообщения похож на передачу слухов: каждый узел сети, получивший новое сообщение, передает новость всем остальным узлам. Посланное сообщение распространяется, многократно дублируясь, по сети, достигая за довольно короткие сроки всех участников телеконференций во всем мире. В обсуждении определенной темы может участвовать множество людей независимо от того, где они находятся физически. Новости разделены по тематическим группам. Начиная работать с какой-либо группой или иерархией групп, нужно прочитать правила работы с ними. Телеконференции бывают двух типов – модерируемые и обычные. Сообщения, появляющиеся в модерируемых группах, прежде чем быть разосланными по сети, про-сматриваются модератором, что является, своего рода цензурой.
Основная масса сообщений на сайте написана в жанре новостной заметки и является кратким анонсом публикаций других сетевых изданий. Жанр новости с его пирамидальной структурой, свойственной ему лаконичностью и концентрацией внимания на факте наиболее популярен в сетевой журналистике. Это связано с тем, что огромный массив информации в Интернете трудно поддается упорядочению путем использования сложных выразительных средств. Особое развитие в сетевых изданиях получили жанры аналитической журналистики: КОММЕНТАРИЙ и ОБЗОР. Комментарий – это оперативный отклик на событие, это впечатление, не претендующее на исчерпывающую полноту анализа. Предметом разговора может быть новость, а может – факт, уже обнародованный ранее. Важна здесь не быстрота передачи сообщения, а точка зрения на событие. Любой комментарий может быть расширен материалами схожих по теме статей, расположенных на других сайтах. Выбор жанра комментария или обзора в сетевых изданиях связан с тем, что журналист имеет дел с большой группой фактов, которые требует тщательной обработки, систематизации и группировки.В противовес основным качествам Интернет-журналистики: оперативности и постоянному обновлению, и господствующему положению класса информационных жанров, в специализированных издания всемирной паутины серьезно представлены аналитические и публицистические жанры СТАТЬИ, ОЧЕРКА, ЭССЕ и КОРРЕСПОНДЕНЦИИ. Особо следует выделить роль корреспонденции - жанра, который наиболее точно вписывается в схему коммуникации в сети. Новое развитие в интернете получили такие публицистические жанры как эссеистика, жанр путевых и бытовых записок, поскольку терпимость и автономность, заложенные в концепции всемирной паутины, всячески поощряют сколь угодно большую индивидуализацию журналистского творчества. На страницах сетевых СМИ можно встретить множество обсуждений дискуссий, открытых диалогов. Диалогичность, даже многоголосие были тоже свойственна паутине изначально. Основной жанр – информационная заметка на актуальные темы. Это небольшие по объему материалы, в которых рассказывается о культурных событиях города, выставках, презентациях, концертах и прочее. Но портал насыщен публикациями и других жанров: репортажа, интервью, обзора, комментария, рецензии и др.Однако благодаря своей медийности используется и исключительно сетевой жанр: в традиционной журналистике ему можно было бы дать название «СОВЕТА». На сайте посетители оставляют свои истории, которые позже дополняются комментариями других читателей, а также рекомендациями профессиональных психологов и специалистов по работе с молодежью. Функционирование такого жанра стало возможно только из-за свойства всемирной паутины – интерактивности. В интернете существуют публикации особого жанра, которому можно присвоить понятие - БИОГРАФИЯ. Лентапедия – это база справочно-биографических текстов о людях, организациях, объектах, явлениях и событиях, часто встречающихся в российских новостях. Задача проекта - обеспечить читателя сведениями, необходимыми для более полного понимания происходящего в стране и в мире.

Комментариев нет:

Отправить комментарий